Молочный зуб без нерва болит

Молочный зуб без нерва болит thumbnail

Статья создана: 19 апреля 2019 г.
Статья обновлена: 7 мая 2020 г.

что делать если у ребенка болит зуб

Обзор всех возможных причин, почему болят зубы у ребенка и как ему помочь в этой ситуации. И что делать дальше – сохранять или удалять?

Некоторые родители удивляются, когда у их детей болит молочный зуб. Они серьезно полагают, что с молочным прикусом не должно возникать подобных проблем, а если они появились, то нужно решать их кардинально – удалять зуб. Однако профессиональные врачи не советуют этого делать, т.к. потом ребенка настигнут неприятности, которые будут сопровождать его и во взрослом возрасте. Почему? Подробности узнаете из статьи. В сегодняшнем материале также ищите исчерпывающую информацию о том, почему болят молочные зубки, как распознать наличие того или иного заболевания, а также как можно помочь малышу облегчить страдания.

Могут ли болеть молочные зубы

Заболеть молочный зуб у ребенка может точно также, как и постоянный. Ведь он имеет корень. Кроме того, вероятность его поражения куда больше, чем у постоянного в силу особенностей строения. Так, молочная единица недостаточно минерализована, эмалево-дентинный слой тонкий. А вот пульпа при этом объемная, и добраться до нее бактериям по прямым и широким дентинным канальцам очень просто.

Причины болезненных ощущений

Самой частой и распространенной причиной появления боли становится развитие стоматологических заболеваний. А вот возникают они на фоне недостаточной гигиены полости рта и употребления большого количества сладостей. Остатки шоколада, конфет и пирожных после съедения благополучно облепляют эмаль, кроме того, они выделяют глюкозу и сахарозу, которыми очень любят лакомиться патогенные микроорганизмы. После столь обильной пищи бактерии в свою очередь выделяют кислоты, которые способствуют разрушению эмали.

Давайте разберем, почему и из-за каких заболеваний болят молочные зубы:

  • кариес: в 90% всех случаев боли возникают именно из-за кариеса,
  • пульпит,
  • периостит,
  • периодонтит,
  • эрозия эмали,
  • гиперчувствительность эмали: реакция на холодную и горячую пищу, на механическое воздействие может говорить о том, что эмалево-дентинный слой недостаточно минерализован, а организму не хватает витаминов,
  • гингивит и пародонтит: в данном случае в первую очередь страдают десны, однако малыш не всегда точно может обозначить источник происхождения неприятных ощущений, и, вероятнее всего, будет жаловаться на зубную боль,
  • стоматит: здесь аналогично с воспалением десен, малыш может указывать на зуб, а боль вызывает эрозия, которая локализуется на слизистой в непосредственной близости от него.

у ребенка режется первый зуб

На заметку! Болезненные ощущения часто могут возникнуть у ребенка на фоне прорезывания или травмирования слизистой. В таком случае опять же будет ныть десна, но малыш может жаловаться, указывая на зубы.

Бывает и так, что у ребенка болит передний молочный зуб, при этом он может шататься. Если это произошло, то постарайтесь вспомнить, не травмировал ли малыш в ближайшее время область лица. Возможно, он упал или ударился. Когда зуб болит и шатается – это почти всегда признак травматического воздействия, а вот говорить о том, что происходит смена прикуса при таких обстоятельствах нельзя. Когда молочные единицы выпадают, то этот процесс не должен сопровождаться болью!

Может ли заболеть молочный зуб под пломбой

У вашего малыша болит молочный зуб после лечения? Такая ситуация сегодня не является исключением. Чаще всего подобное случается, если лечение проводилось непрофессиональным или недостаточно опытным врачом. Так, специалист мог некачественно очистить корневые каналы или негерметично закрыть их пломбировочным материалом, оставив внутри пустоты. Как следствие, в каналах начался воспалительный процесс, который и вызывает боль.

Неприятные ощущения у малыша могли возникнуть и потому, что врач травмировал мягкие и твердые ткани во время лечения. Однако в этом случае болезненность должна пройти спустя несколько дней. Еще одна причина – индивидуальная реакция ребенка на пломбировочные материалы, которая привела к развитию аллергии и появлению дискомфорта. Например, зуд и болезненные ощущения может вызвать непереносимость такого пломбировочного материала, как серебряная амальгама.

Определяем проблему по характеру боли и другим симптомам

ПроблемаСимптомы
Кариес
  • появление сначала белых, а потом желтых, коричневых или черных пятен на эмали,
  • образование «дырки»,
  • при кариесе боль носит временный и приступообразный характер: например, если в кариозную полость попал кусочек пищи или если на больную единицу оказывается давление. Также реакция возникает на холодное и горячее.
Пульпит
  • заболевание поражает нерв, из-за этого боль начинает носить постоянный характер, возникает независимо от раздражающих факторов, мучит в ночные часы. Однако нужно помнить, что пульпит у многих детей зачастую долгое время протекает бессимптомно, а боли при этом могут быть незначительными,
  • при внимательном рассмотрении можно увидеть отечность мягких тканей, которые окружают больную единицу,
  • зуб может изменить свой оттенок, например, почернеть.
Периодонтит
  • возникает при запущенных формах пульпита,
  • на десне появляется шишка (свищ),
  • боль интенсивная, увеличивается при прикосновении к зубу.
Свищ
  • выглядит, как желтый пузырек,
  • возникает на десне преимущественно рядом с запломбированным зубом, т.к. гнойному содержимому, образовавшемуся в воспаленной области, нужен выход, а получить его через корневые каналы невозможно,
  • если появился свищ, то боль ослабевает, т.к. через небольшой соединительный канал гнойный экссудат начинает просачиваться наружу.
Флюс
  • при флюсе раздуваются мягкие ткани лица (щека, губа),
  • у ребенка поднимается как местная температура, так и температура тела,
  • боль резкая и невыносимая.
Эрозия эмали
  • появление черных пятнышек на эмали,
  • боль возникает только на раздражающие факторы.
Стоматит
  • помимо отказа ребенка от еды из-за того, что ему больно, нужно обратить внимание на появление язвочек или прыщиков, белого налета на слизистой.
Гингивит и пародонтит
  • отечность, покраснение и кровоточивость слизистой,
  • в тяжелой стадии развития пародонтита молочный зуб шатается и болит, реагирует на любой раздражитель, что свидетельствует о том, что вокруг него начал разрушаться связочный аппарат, произошла рецессия десны и оголение корней.
Режется зуб
  • отечность и набухание десны,
  • обильное слюноотделение,
  • отказ от еды и беспокойный сон,
  • малыш все тянет в рот, пытается кусать и грызть.

Важно! Бывает и обратная ситуация: у малыша температура и другие тревожные симптомы, например, опухла щека, а зуб при этом не болит. Тогда виной всему может быть аллергия, паротит, воспаление слюнных желез или лицевого нерва, дифтерия.

у ребенка болит зуб и поднялась температура

Свидетельствовать о появлении проблемы во рту может изменение настроения у ребенка, капризность, отказ от любимой еды, пережевывание пищи только на одной стороне челюсти. Малыш может начать плакать без причины, может постоянно касаться щеки с той стороны, где возникает боль.

О важности лечения молочного прикуса

Болит молочный зуб у ребенка. Что делать в этом случае? Первое, что можно сделать – оказать первую помощь (об этом читайте в отдельном разделе статьи). Второе – необходимо записаться на прием к стоматологу. Должна быть устранена именно причина, вызвавшая болезненные ощущения, а не только основной симптом. Если дискомфорт возник из-за стоматологического заболевания, то оно нуждается в лечении. Однако некоторые родители предпочитают лечению два иных варианта развития событий.

Читайте также:  Что делать если болит зуб кеторол

Игнорирование тревожных симптомов и нежелание вести малыша к врачу. Зачем вести малыша к врачу, если молочные зубы и так скоро выпадут? Если вы будете игнорировать тревожные симптомы, то воспалительный процесс из обычного кариеса за считанные дни может осложниться пульпитом или периодонтитом, появлением кисты, гранулемы, свища, флюса или абсцесса. Последствия невылеченных заболеваний опасны не только для детского организма (общая интоксикация, заражение крови, поражение внутренних органов), но и для зачатков постоянных зубов, которые расположены под молочными – в лучшем случае они вырастут с нарушением структуры, формы и цвета или будут быстро разрушаться, в худшем – они могут вообще не сформироваться и не пробиться наружу через десну.

Удаление больного зуба: мнение о том, что молочный зуб проще и дешевле удалить, чем лечить – ошибочно. После экстракции молочной единицы очень велика вероятность того, что у вашего ребенка нарушится прикус, а постоянный прикус будет неправильным. Сразу после удаления зуба, его «соседи» начнут смещаться, пытаясь занять пустующее пространство, а новым постоянным единицам и вовсе будет недоставать места для прорезывания. Как итог, малыш получит множество проблем уже во взрослом возрасте. Нарушение прикуса приводит не только к потере эстетики улыбки, у человека возникают проблемы с качественным пережевыванием пищи, с дикцией, развиваются заболевания ЖКТ и височно-челюстного аппарата.

Правила оказания первой помощи

У ребенка сильно болит молочный зуб, поэтому первое и самое естественное желание каждого заботливого родителя – облегчить состояние. Но что для этого нужно сделать?

  1. Осмотрите полость рта и постарайтесь определить источник боли.
  2. Предложите малышу провести гигиену полости рта помощи щетки и зубной пасты. Если причиной неприятных ощущений стал застрявший кусочек пищи в кариозной полости, то после его извлечения дискомфорт на время пройдет.
  3. Приготовьте раствор для полоскания полости рта. Обычная теплая кипяченая вода, соль и сода – хороший состав для обеззараживания, облегчения воспалительного процесса и устранения патогенных микроорганизмов.
  4. Не предлагайте до похода к врачу слишком горячей или холодной, а также слишком твердой и кислой пищи, чтобы не вызвать новый приступ неприятных ощущений.
  5. Успокойте и постарайтесь отвлечь малыша, например, устройте просмотр интересных мультиков или вместе почитайте книгу, поиграйте.
  6. В ближайшее время запишитесь на прием к детскому стоматологу. Поверьте, сегодня сделать это куда проще, чем раньше. В частную стоматологию попасть на прием можно уже в день обращения, а страха у малыша не возникнет, потому что специализированные детские клиники имеют «сказочную» обстановку, оснащены игровыми комнатами, телевизорами. Да и современные стоматологи не только хорошо знают свою работу, но и прекрасно разбираются в детской психологии, поэтому будут действовать крайне осторожно. Кроме того, если у малыша все-таки присутствует панический страх, то лечение можно безопасно и безболезненно провести под седацией.

специальные силиконовые прорезыватели для зубов

На заметку! Если причиной болезненных ощущений стало трудное прорезывание первых молочных зубов у малышей до года или в более старшем возрасте, то обязательно запаситесь силиконовыми прорезывателями, бережно массируйте крохе десны при помощи силиконовых щеточек. И не забывайте про тщательную дезинфекцию всех окружающих предметов, которые кроха тянет в рот – это необходимо сделать, чтобы не спровоцировать присоединения инфекции и развития воспалительного процесса на слизистой.

Что делать с острой и долго непроходящей болью

Если все выше перечисленные действия не помогли, а малыш страдает, то пришло самое время обратиться к помощи медикаментозных обезболивающих препаратов. Для детей используем относительно безопасные и проверенные временем сиропы «Нурофен», «Панадол». Можно применять и местные гели, если у малыша воспалилась десна или прорезываются зубки – «Камистад Бэби», «Дентинокс», «Холисал», «Калгель», «Траумель С» (гомеопатическое средство).

Какие народные средства можно использовать

Для малышей можно использовать только полоскание отварами трав – ромашка, шалфей, кора дуба, зверобой, мелисса.

Можно попробовать уменьшить интенсивность боли при помощи акупунктурой массажной техники. Массируйте в течение пяти минут круговыми движениями верхнюю часть уха с той стороны, где малыш чувствует боль.

От использования компрессов из масла гвоздики, прополиса, «Новокаина», «Аспирина», чеснока и перечной мяты следует отказаться, т.к. эти вещества могут не только не принести облегчения, но обжечь слизистую, вызвать аллергию, и принести еще больше проблем.

Список того, чего делать категорически нельзя

  1. Нельзя греть больное место: тепло будет способствовать распространению воспалительного процесса. Особенно опасно тепло в том случае, если имеет место гнойное воспаление. Не забывайте, что в непосредственной близости с полостью рта находятся жизненно важные органы и мозг, а распространение инфекции может закончиться сепсисом или менингитом.
  2. Нельзя давать ребенку «взрослые» препараты, таблетки и сильнодействующие обезболивающие. Детям можно давать только анальгетики на основе ибупрофена и парацетамола, при этом нужно четко следовать инструкции и дозировке.
  3. Нельзя самостоятельно пытаться вылечить стоматологическое заболевание, вскрыть пломбу, воздействовать на мягкие и твердые ткани.

Когда пора вызывать «скорую помощь»

скорая помощь при зубной боли у детей

Хорошо, если боль прошла, и вы имеете возможность отправиться к врачу в ближайшие часы или дни. Но бывают экстренные ситуации, когда откладывать посещение специалиста ни в коем случае нельзя. Если у ребенка присутствуют следующие признаки, то срочно вызывайте бригаду скорой помощи:

  • высокая температура: она не сбивается при помощи жаропонижающих. Высокая температура может свидетельствовать о развитии острого инфекционного процесса,
  • отекли мягкие ткани лица,
  • у ребенка началась лихорадка или же он начинает терять сознание от боли,
  • ребенок бледный, тело покрыла испарина,
  • замедлился пульс.

Как лечат основные заболевания, вызывающие боль

Кариес: на начальной стадии его можно вылечить без сверления бором. Для самых маленьких врачи применяют серебрение эмали. Для детей с трех лет подойдут техники герметизации фиссур (на жевательных единицах), фторирование, лечение кариеса по системе Icon. При средней и глубокой стадиях развития кариеса не обойтись без высверливания пораженных тканей и установки пломбы.

Пульпит: полностью пульпу малышам удаляют редко, в основном применяют техники, которые помогают мумифицировать нерв. Врач применяет технику витальной ампутации, когда удаляется только коронковая часть пульпы, а корневая сохраняется. Реже пульпу приходится удалить полностью при помощи девитальной ампутации – для этого сначала в корневые каналы закладывается мышьяковистая паста, которая убивает нерв. После обработки и дезинфекции каналов устанавливается пломба.

Периостит: воспаление надкостницы можно вылечить только при помощи оперативного вмешательства. После вскрытия и дренирования гнойника врач назначает прием медикаментов, физиопроцедуры, антисептические полоскания. Не всегда в такой ситуации удается спасти зуб.

Абсцесс: гнойник вскрывается и дренируется, корневые каналы дезинфицируются. Врач обязательно назначает прием антибиотиков. Если абсцесс поразил уже не только мягкие ткани полости рта, но и спустился ниже, например, на шею, то ребенка придется госпитализировать и лечить в условиях стационара.

Читайте также:  Сколько болит зуб после мышьяка

Свищ: если размеры новообразования небольшие, то оно вскрывается и вычищается от гноя, корневые каналы обрабатываются и пломбируются, но чаще врачи удаляют молочный зуб, т.к. при подобной патологии велика вероятность поражения зачатков постоянных единиц.

Гингивит: здесь терапия будет комплексной. Врач обязательно назначит профгигиену полости рта, прием медикаментов, витаминотерапию и физиопроцедуры, антисептические полоскания и компрессы.

Только кариес можно вылечить за один визит к врачу, а вот все остальные заболевания лечатся не так быстро и просто. Поэтому в ваших же интересах показать ребенка специалисту как можно раньше!

Профилактические меры

Не оставляйте без внимания то, чем и как питается ваш ребенок. Сладости лучше заменить натуральными фруктами, ягодами, орехами. Внимательно следите за тем, как жует малыш. Например, некоторые дети пережевывают пищу преимущественно на одной стороне челюсти – такое поведение должно насторожить, оно может свидетельствовать о начале развития стоматологических заболеваний или о патологиях прикуса.

Проводите не только профессиональные осмотры полости рта (показывать ребенка стоматологу нужно 3-4 раза в год), но и домашние осмотры. Обращайте внимание на цвет эмали, состояние десен, скопление налета, появление сколов и трещинок на эмали.

необходимость приучить ребенка к гигиене зубов

С самых ранних лет приучайте ребенка проводить гигиену полости рта. С самыми маленькими ребятами этот процесс должен проходить в игровой форме, а сделать его более приятным поможет использование ярких зубных щеток и родительская фантазия.

Посоветуйтесь со стоматологом относительно того, как можно укрепить эмаль и повысить сопротивляемость мягких и твердых тканей полости рта к атаке бактерий. Врач может предложить процедуры фторирования, реминерализации, герметизации фиссур. Более того, эти процедуры будут хороши не только в качестве профилактики различных стоматологических заболеваний, они также помогут вылечить начальную стадию кариеса (стадия пятна) без применения бормашины, которая очень пугает детей.

Источник

Àâòîð: Æèâîòÿãèíà Ìàðèíà Ñåðãååâíà, àêóøåð-ãèíåêîëîã, ê. ì. í.

Ñòèìóëîì äëÿ íàïèñàíèÿ äàííîé ñòàòüè ïîñëóæèë íå òàê äàâíî ïðîèçîøåäøèé â Ìîñêâå òðàãè÷åñêèé ñëó÷àé: â íîÿáðå 2019 ãîäà ìîëîäàÿ æåíùèíà ñ äâóìÿ äåòüìè âûïàëà èç îêíà äåâÿòèýòàæíîãî äîìà. Ìàìà è äåâÿòèìåñÿ÷íàÿ ìàëûøêà ñêîí÷àëèñü íà ìåñòå, à øåñòèëåòíèé ìàëü÷èê â òÿæåëîì ñîñòîÿíèè áûë äîñòàâëåí áðèãàäîé ñêîðîé ïîìîùè â ðåàíèìàöèîííîå îòäåëåíèå áîëüíèöû. Ñîãëàñíî îñíîâíîé âåðñèè, ïðè÷èíîé ñëó÷èâøåãîñÿ ïîñëóæèëà ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ ó ìîëîäîé ìàìû.

Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè íàõîäÿòñÿ â êîìïåòåíöèè âðà÷à-ïñèõèàòðà. Ïî÷åìó æå àâòîðîì äàííîé ñòàòüè ÿâëÿåòñÿ àêóøåð-ãèíåêîëîã? Ïîòîìó ÷òî çà÷àñòóþ èìåííî àêóøåð-ãèíåêîëîã ìîæåò çàïîäîçðèòü íàëè÷èå äåïðåññèâíîãî ñîñòîÿíèÿ ó ìàìû è äàòü ðåêîìåíäàöèè ïîñåòèòü ïðîôèëüíîãî ñïåöèàëèñòà. Äà è òåìà ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ ñòèãìàòèçèðîâàíà íàøèì îáùåñòâîì, ïîýòîìó æåíùèíà ñêîðåå ïîæàëóåòñÿ íà ñâîè ïåðåæèâàíèÿõ ñâîåìó àêóøåðó-ãèíåêîëîãó, íåæåëè îáðàòèòñÿ ê ïñèõèàòðó. Äàííàÿ ñòàòüÿ îðèåíòèðîâàíà íå òîëüêî íà ìàì è áåðåìåííûõ æåíùèí, íî è íà èõ áëèçêèõ, êîòîðûì îòâåäåíà âåäóùàÿ ðîëü â ïîääåðæêå ìîëîäûõ ìàòåðåé.

Ïîñëåðîäîâûå ïåðåìåíû

Ðîäû – ñëîæíûé ïðîöåññ, òðåáóþùèé îãðîìíûõ ýíåðãîçàòðàò ñî ñòîðîíû æåíùèíû. Ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà â îðãàíèçìå ìàòåðè ïðîèñõîäÿò ãëîáàëüíûå èçìåíåíèÿ (ýìîöèîíàëüíûå, ôèçè÷åñêèå, ïñèõîëîãè÷åñêèå, ãîðìîíàëüíûå), è ýòî íå ìîæåò íå ïîâëèÿòü íà æåíùèíó è åå îòíîøåíèÿ ñ áëèçêèìè.

 ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå ðîäèëüíèöà ìîæåò èñïûòûâàòü øèðîêèé ñïåêòð íåïðåîäîëèìûõ ýìîöèé: îò âîëíåíèÿ, ñ÷àñòüÿ, ðàäîñòè è óäîâîëüñòâèÿ äî ðàçäðàæèòåëüíîñòè,áåñïîêîéñòâà, ðàçî÷àðîâàíèÿ, ðàñòåðÿííîñòè, ïå÷àëè, ÷óâñòâà âèíû, ïëàêñèâîñòè.

Êàê ïðàâèëî, îòðèöàòåëüíûå ýìîöèè ó íîâîèñïå÷åííîé ìàìû íå âûçûâàþò äîëæíîãî âíèìàíèÿ áëèçêèõ.  ñîâðåìåííîì îáùåñòâå íå ïðèíÿòî ïðèçíàâàòüñÿ â íàëè÷èè ïðîáëåì, â òîì ÷èñëå ïñèõîëîãè÷åñêèõ, õîòÿ èíîãäà «îñîáåííîå» ïîñëåðîäîâîå ñîñòîÿíèå ïñèõèêè ñòàíîâèòñÿ íàñòîëüêî ñåðüåçíûì, ÷òî òðåáóåò âìåøàòåëüñòâà ñïåöèàëèñòîâ.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ ìîäíî áûòü «óñïåøíîé ìàìîé», êîòîðàÿ óñïåâàåò çàíèìàòüñÿ ðåáåíêîì è îäíîâðåìåííî ñ ýòèì ñàìîðàçâèòèåì, ñëåäèòü çà ñâîåé âíåøíîñòüþ, óäåëÿòü âíèìàíèå ìóæó, âåñòè äîìàøíåå õîçÿéñòâî è ïðè ýòîì íå óñòàâàòü è íå æàëîâàòüñÿ íà æèçíü. Ïîòîìó ó íîâîèñïå÷åííûõ ìàòåðåé ñ ïñèõîëîãè÷åñêèìè ïðîáëåìàìè ñóùåñòâóåò ñòðàõ áûòü íåïîíÿòûìè, íåïðèíÿòûìè, ÷òî çàòðóäíÿåò âûÿâëåíèå æåíùèí, êîòîðûå íóæäàþòñÿ â ïîìîùè.

Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ

Ïîñëåðîäîâàÿ (ïîñòíàòàëüíàÿ) äåïðåññèÿ ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûì ïñèõè÷åñêèì ðàññòðîéñòâîì, íàáëþäàåìûì ïîñëå ðîäîâ. Ïî îôèöèàëüíûì äàííûì ÷àñòîòà ñëó÷àåâ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ñîñòàâëÿåò îêîëî 20%. Îäíàêî, ñóùåñòâóåò ìíåíèå, ÷òî èñòèííûå öèôðû ãîðàçäî âûøå ââèäó òîãî, ÷òî ÷àñòî äåïðåññèÿ íå äèàãíîñòèðóåòñÿ èç-çà íåæåëàíèÿ ìàòåðè ðàñêðûòü èíôîðìàöèþ ÷ëåíàì ñâîåé ñåìüè, íå ãîâîðÿ óæå î âèçèòå ê ïñèõîòåðàïåâòó.

Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé íàðóøåíèå ïñèõîýìîöèîíàëüíîé ñôåðû, êîòîðîå âîçíèêàåò â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå (îò íåñêîëüêèõ äíåé äî øåñòè íåäåëü ñ ìîìåíòà ðîäîâ) è õàðàêòåðèçóåòñÿ âûðàæåííûì óõóäøåíèåì íàñòðîåíèÿ.

Ôàêòîðû ðèñêà ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè:

– ïðîæèâàíèå â ãîðîäñêîé ìåñòíîñòè;

– íåäîñòàòî÷íàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü;

– êóðåíèå, ïðèåì àëêîãîëÿ;

– ãèïîâèòàìèíîç âèòàìèíà Â6;

– óÿçâèìûå ÷åðòû ëè÷íîñòè (ïîâûøåííàÿ òðåâîæíîñòü, ïåðôåêöèîíèçì);

– ïñèõè÷åñêèå íàðóøåíèÿ â ïðîøëîì (äåïðåññèè);

– ïîñëåðîäîâàÿ õàíäðà â ñåìåéíîì àíàìíåçå;

– áåññîííèöà;

– ñòðåññîâûå ñîáûòèÿ âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè;

– ïåðâûå ðîäû;

– îïåðàòèâíîå ðîäîðàçðåøåíèå (êåñàðåâî ñå÷åíèå);

– òðàâìàòè÷íûå, îñëîæíåííûå ðîäû;

– îñëîæíåííîå òå÷åíèå ïîñëåðîäîâîãî ïåðèîäà;

– ðîæäåíèå ðåáåíêà âíå çàêîííîãî áðàêà, íåæåëàííûé ðåáåíîê;

– ïðîáëåìû ñî çäîðîâüåì ó íîâîðîæäåííîãî;

– ïîäàâëåíèå ëàêòàöèè èëè íåâîçìîæíîñòü êîðìèòü ðåáåíêà;

– ñîöèàëüíàÿ èçîëÿöèÿ, îòñóòñòâèå îáùåíèÿ ñ ñóïðóãîì (îòñóòñòâèå ïîääåðæêè);

– íàëè÷èå 2 è áîëåå äåòåé ñ ðàçíèöåé â âîçðàñòå ìåíåå 5 ëåò.

Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè

Âûäåëåíû îñíîâíûå êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ïîñòíàòàëüíîé äåïðåññèè.

Íàðóøåíèÿ ñíà

Ðàññòðîéñòâî ñíà ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ êàê â âèäå áåññîííèöû, òàê è â âèäå ñîíëèâîñòè. Îáû÷íî íà òàêèõ ïðèçíàêàõ ìàìû è èõ ðîäñòâåííèêè íå àêöåíòèðóþò âíèìàíèÿ, îáúÿñíÿÿ ýòî îòñóòñòâèåì íåïðåðûâíîãî ïîëíîöåííîãî íî÷íîãî ñíà. Èçìåíåíèÿ ñíà ÿâëÿþòñÿ îäíèì èç ÿðêèõ ïîêàçàòåëåé íàðóøåíèÿ ïñèõèêè, ïðè ýòîì îíè ìîãóò áûòü êàê ïðèçíàêîì ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè, òàê è åå ïðè÷èíîé. Âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî ðå÷ü èäåò íå î òîì, ÷òî ó ìàìû íåò âîçìîæíîñòè ñïàòü, à î òîì, ÷òî æåíùèíà íå ìîæåò óñíóòü äàæå òîãäà, êîãäà ýòà âîçìîæíîñòü åñòü.

Íàðóøåíèå àïïåòèòà è/èëè èçìåíåíèå âåñà

Êàê è â ñëó÷àå ñ ðàññòðîéñòâîì ñíà, íà èçìåíåíèÿõ àïïåòèòà è âåñà ó íåäàâíî ðîäèâøåé ìàìû íå äåëàþò áîëüøîãî àêöåíòà, ïîñêîëüêó îíè ìîãóò áûòü ôèçèîëîãè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè ïîñëåðîäîâîãî ïåðèîäà. Îäíàêî èçìåíåíèå âåñà íà 5% è áîëåå çà 1 ìåñÿö äîëæíî íàñòîðîæèòü.

Ïîäàâëåííîå íàñòðîåíèå

Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ðîæäåíèå ìàëûøà – ñîáûòèå ðàäîñòíîå, ìàìû è áåç äåïðåññèè ìîãóò èñïûòûâàòü ãðóñòü. Ïðè÷èíû ìîãóò áûòü ñàìûìè ðàçíîîáðàçíûìè: óñòàëîñòü, îãðàíè÷åíèå ñâîáîäû, íåäîïîíèìàíèå âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ ñóïðóãîì. Îäíàêî îòëè÷èòåëüíîé ÷åðòîé ïîäàâëåííîãî íàñòðîåíèÿ ïðè ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî æåíùèíà ïðåáûâàåò â ýòîì ñîñòîÿíèè â òå÷åíèå áîëüøåé ÷àñòè äíÿ, íåçàâèñèìî îò êàêèõ-ëèáî îáñòîÿòåëüñòâ.

Ïîòåðÿ èíòåðåñà èëè íåâîçìîæíîñòü ïîëó÷èòü óäîâîëüñòâèå îò ÷åãî-ëèáî (àíãåäîíèÿ)

Ïðåæíèå è âíîâü ïîÿâèâøèåñÿ çàíÿòèÿ è óâëå÷åíèÿ (äîìàøíèå äåëà, õîááè, çàíÿòèÿ ñ ìëàäåíöåì) íå âûçûâàþò èíòåðåñà ó ìàòåðè. ×àñòî æàëîáû ïàöèåíòîê çâó÷àò òàê: «Âñå íàäîåëî, íè÷åãî íå õî÷åòñÿ, ïóñòîòà âíóòðè».

Ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå èëè âÿëîñòü

Ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå ïîâûøåíèÿ äâèãàòåëüíîé è ðå÷åâîé (íå âñåãäà) àêòèâíîñòè.

Читайте также:  Болят зубы после удаления зуба между ними

×óâñòâî óñòàëîñòè

Áîëüøèíñòâî ìàì ïîñëå ðîäîâ îòìå÷àþò óñòàëîñòü, ÷òî ñâÿçàíî ñ óâåëè÷åíèåì êàê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, òàê è ìîðàëüíîé îòâåòñòâåííîñòè çà ìëàäåíöà. Î ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ìîæíî ãîâîðèòü òîãäà, êîãäà ÷óâñòâî óñòàëîñòè âîçíèêàåò ïîñëå ìàëåéøèõ óñèëèé è íå èìååò êàêîé-ëèáî äèíàìèêè íà ïðîòÿæåíèè íåñêîëüêèõ äíåé èëè íåäåëü.

×óâñòâî áåñïîëåçíîñòè èëè ÷óâñòâî âèíû, ñòûäà, ñòðàõà

Æåíùèíà èñïûòûâàåò íåïðåîäîëèìûé ñòðàõ íå ñïðàâèòüñÿ ñ íîâîðîæäåííûì, ñòðàõ îñòàòüñÿ íàåäèíå ñ ìàëûøîì ïðèâîäèò ê ÷óâñòâó ñòûäà çà ñâîè ìûñëè. Æåíùèíà ÷óâñòâóåò ñåáÿ áåñïîëåçíîé, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ìàìà åñòü öåëûé ìèð äëÿ ãðóäíè÷êà.

Íàðóøåíèå êîíöåíòðàöèè èëè íåðåøèòåëüíîñòü

Ðàññåÿííîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå íåêîíòðîëèðóåìîãî ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ íà ðàçäðàæèòåëè, ïëîõîé êîíöåíòðàöèè, òðóäíîãî ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ ñ îäíîãî ïðîöåññà íà äðóãîé.

Ñóèöèäàëüíûå ìûñëè (èëè ïîïûòêè) è ïîâòîðÿþùèåñÿ ìûñëè î ñìåðòè

Ìûñëè î ñóèöèäå (à òåì áîëåå ïîïûòêè åãî ñîâåðøèòü) ÿâëÿþòñÿ îäíèì èç ñàìûõ âåñîìûõ ïðèçíàêîâ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè, ïðè íàëè÷èè êîòîðîãî íåîáõîäèìî êàê ìîæíî ðàíüøå îáðàòèòüñÿ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ.

Íàëè÷èå îäíîâðåìåííî 5 è áîëåå èç âûøåïåðå÷èñëåííûõ ïðèçíàêîâ ÿâëÿåòñÿ ïîäòâåðæäåíèåì ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè.

Âðåìÿ îò âðåìåíè ëþáàÿ æåíùèíà èñïûòûâàåò êàêèå-ëèáî èç âûøåïåðå÷èñëåííûõ ñèìïòîìîâ. Îäíàêî î äåïðåññèâíîì ðàññòðîéñòâå ñëåäóåò ãîâîðèòü òîãäà, êîãäà ýòè ñèìïòîìû ìàëî ìåíÿþòñÿ èçî äíÿ â äåíü è íå çàâèñÿò îò îáñòîÿòåëüñòâ.

«Áýáè-áëþç»

Íàëè÷èå íàðóøåíèé ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå õàðàêòåðíî íå òîëüêî äëÿ äåïðåññèè, íî è äëÿ íåêîòîðûõ äðóãèõ ñîñòîÿíèé.

 ïåðâóþ î÷åðåäü ê òàêèì ñîñòîÿíèÿì îòíîñÿò «áýáè-áëþç» (ïîñëåðîäîâûé áëþç, ïîñëåðîäîâàÿ ìåëàíõîëèÿ), êîòîðûé ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ôàçó ýìîöèîíàëüíîé ëàáèëüíîñòè ïîñëå ðîäîâ ñ ÷àñòûìè ïðèñòóïàìè ïëà÷à, ðàçäðàæèòåëüíîñòè, ðàñòåðÿííîñòè è áåñïîêîéñòâà.

«Áýáè-áëþç» âñòðå÷àåòñÿ ó 70-80% íîâîèñïå÷åííûõ ìàòåðåé è êóïèðóåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ íåäåëü.

Ïðè÷èíîé ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ÿâëÿþòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ â îðãàíèçìå æåíùèíû. Ïîñëå ðîäîâ ïðîèñõîäèò ðåçêîå ñíèæåíèå óðîâíÿ ïðîãåñòåðîíà è ýñòðîãåíà, è ýòî âëèÿåò íà âûðàáîòêó ñåðîòîíèíà è äîôàìèíà, îòâå÷àþùèõ çà ïîëîæèòåëüíûå ýìîöèè.

Ñèìïòîìû «áýáè-áëþçà» âîçíèêàþò â òå÷åíèå ïåðâûõ 10 äíåé ïîñëå ðîäîâ, äîñòèãàÿ ñâîåãî ìàêñèìóìà ê 5 äíþ.

Îáû÷íî ïðîÿâëåíèÿ ïîñëåðîäîâîãî áëþçà íå îêàçûâàþò âëèÿíèÿ íà ñïîñîáíîñòü çàáîòèòüñÿ î ðåáåíêå è ñîöèàëüíîå ôóíêöèîíèðîâàíèå ìàòåðåé. «Áýáè-áëþç» íå ÿâëÿåòñÿ ïàòîëîãèåé è íå òðåáóåò àêòèâíîãî âìåøàòåëüñòâà, çà èñêëþ÷åíèåì ïîääåðæêè ñî ñòîðîíû ÷ëåíîâ ñåìüè. Îäíàêî ïðîÿâëåíèÿ «áýáè-áëþçà», ñîõðàíÿþùèåñÿ â òå÷åíèå áîëåå äâóõ íåäåëü, ìîãóò ñïîñîáñòâîâàòü ðàçâèòèþ áîëåå òÿæåëûõ ôîðì ðàññòðîéñòâ íàñòðîåíèÿ.

Äåïðåññèÿ êàê ñëåäñòâèå ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé

Èçìåíåíèÿ ñî ñòîðîíû ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû õàðàêòåðíû è äëÿ íåêîòîðûõ ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé. Ñðåäè âñåãî ìíîãîîáðàçèÿ áîëåçíåé, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ ýìîöèîíàëüíûìè ðàññòðîéñòâàìè, â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå ÷àùå âñåãî âñòðå÷àåòñÿ ïàòîëîãèÿ ùèòîâèäíîé æåëåçû è æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ.

Ãèïîòèðåîç, õàðàêòåðèçóþùèéñÿ ñíèæåíèåì óðîâíÿ ãîðìîíîâ ùèòîâèäíîé æåëåçû, ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ çàòîðìîæåííîñòüþ, ñíèæåíèåì íàñòðîåíèÿ, âÿëîñòüþ, ñîíëèâîñòüþ, óõóäøåíèåì ïàìÿòè è ñîîáðàçèòåëüíîñòè.

Íàïðîòèâ, ãèïåðòèðåîç è, ñîîòâåòñòâåííî, âûñîêèé óðîâåíü ãîðìîíîâ ùèòîâèäíîé æåëåçû õàðàêòåðèçóåòñÿ ïðîòèâîïîëîæíûìè ñèìïòîìàìè: ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå, ñóåòëèâîñòü, ïåðåïàäû íàñòðîåíèÿ ñ áûñòðûì ïåðåõîäîì îò ñìåõà ê ïëà÷ó.

Ñíèæåíèå óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà, õàðàêòåðíîå äëÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè, ïðèâîäèò ê âîçíèêíîâåíèþ òàêèõ ñèìïòîìîâ êàê ñëàáîñòü, ñîíëèâîñòü, âÿëîñòü.

Ïðèåì íåêîòîðûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, òàêèõ êàê ìåòèëäîïà, íèôåäèïèí, èíòåðôåðîí, òàêæå ìîæåò îòðàæàòüñÿ íà ýìîöèîíàëüíîì ñîñòîÿíèè.

Ëå÷åíèå

Äëÿ ëå÷åíèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè èñïîëüçóþò ïñèõîòåðàïèþ è àíòèäåïðåññàíòû. Ó ïàöèåíòîê, ñòðàäàþùèõ äåïðåññèâíûìè ðàññòðîéñòâàìè ëåãêîé è ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè, áåç ïñèõîòè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ è ñóèöèäàëüíûõ òåíäåíöèé, ïðèìåíÿþò ïñèõîòåðàïèþ.  áîëåå òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ íàçíà÷àþòñÿ ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû.

Íå áîéòåñü îáðàòèòüñÿ çà ïîìîùüþ ê ïñèõèàòðó!

Âî-ïåðâûõ, ýòî àáñîëþòíî êîíôèäåíöèàëüíî. Âî-âòîðûõ, ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ íå ÿâëÿåòñÿ îáùåñòâåííî îïàñíûì çàáîëåâàíèåì. Â-òðåòüèõ, æåíùèíû ïåðåæèâàþò î òîì, ÷òî èì ïðèäåòñÿ çàâåðøèòü ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå â ñâÿçè ñ ïðèåìîì àíòèäåïðåññàíòîâ, íî â íàñòîÿùåå âðåìÿ áîëüøèíñòâî ïðèìåíÿåìûõ â òàêîé ñèòóàöèè ïðåïàðàòîâ ðàçðåøåíû ïðè ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè.

Âàæíûì ìîìåíòîì ÿâëÿåòñÿ âûáîð êîìïåòåíòíîãî ïñèõèàòðà, óâàæàþùåãî æåëàíèå ìàìû íå ïðåðûâàòü ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå. Ñòðàõ çàâèñèìîñòè îò ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ òàêæå îñòàíàâëèâàåò æåíùèíó îò îáðàùåíèÿ ê ïñèõèàòðó. Àíòèäåïðåññàíòû íå âûçûâàþò çàâèñèìîñòè, ìíîãèå èç íèõ èìåþò íàêîïèòåëüíûé ýôôåêò, ëå÷åíèå ïðîäîëæàåòñÿ â òå÷åíèå îïðåäåëåííîãî êóðñà ñ äàëüíåéøåé ïîñòåïåííîé îòìåíîé.

Åñëè âèçèò êî âðà÷ó íåâîçìîæåí

Áûâàþò ñëó÷àè, êîãäà ó íîâîèñïå÷åííîé ìàìû íåò âîçìîæíîñòè ïîñåòèòü ñïåöèàëèñòà: åñëè ìàìà ðàñòèò ðåáåíêà â îäèíî÷åñòâå, îòñóòñòâèå ðîäñòâåííèêîâ, äëèòåëüíàÿ êîìàíäèðîâêà ìóæà.

 òàêèõ ñëó÷àÿõ ìîæíî ïîïðîáîâàòü ïîìî÷ü ñåáå ïóòåì ñîáëþäåíèÿ ñëåäóþùèõ ðåêîìåíäàöèé.

Ïîñòàðàéòåñü âûñûïàòüñÿ

Ëîæèòåñü ñïàòü êàæäûé ðàç, êîãäà ñïèò ðåáåíîê, îáåñïå÷üòå ñîâìåñòíûé ñîí è îòëîæèòå äîìàøíèå äåëà (ãðÿçíûé ïîë åùå íèêîãî íå ïðèâåë ê äåïðåññèè).

×àùå ïðèêëàäûâàéòå ìàëûøà ê ãðóäè

Âî âðåìÿ êîðìëåíèÿ âûðàáàòûâàåòñÿ ãîðìîí îêñèòîöèí, êîòîðûé óñèëèâàåò ÷óâñòâî ïðèâÿçàííîñòè ê ìàëûøó.

×àùå äóìàéòå î ëþáâè ðåáåíêà ê âàì

Äóìàéòå î òîì, ÷òî âàø ìàëûø èñïûòûâàåò ê âàì âñåîáúåìëþùóþ áåçóñëîâíóþ ëþáîâü, à âñå òðóäíîñòè – ýòî ÿâëåíèå âðåìåííîå, è ñêîðî ñòàíåò ïîëåã÷å.

Áàëóéòå ñåáÿ ëþáèìûìè ïðîäóêòàìè ïèòàíèÿ

Äîêàçàíî, ÷òî êîðìÿùåé ìàìå íåò íåîáõîäèìîñòè ñîáëþäàòü ñòðîãóþ äèåòó, äîñòàòî÷íî îçäîðîâèòü ñâîé ðàöèîí.

À òàêæå:

– áîëüøå ãóëÿéòå íà ñâåæåì âîçäóõå;

– îðãàíèçóéòå ñâîé äåíü;

– èçáàâüòåñü îò ìíîãîçàäà÷íîñòè, ýòî èçìàòûâàåò;

– ïîñòðîéòå èåðàðõèþ äåë ñ ðåáåíêîì è ñôîêóñèðóéòåñü òîëüêî íà ñàìûõ ãëàâíûõ;

– íàéäèòå ñïîñîáû ïîäíÿòü ñâîþ ìàòåðèíñêóþ ñàìîîöåíêó;

– íå ñòàðàéòåñü áûòü «èäåàëüíîé» ìàìîé;

– äåëèòåñü ñâîèìè ïåðåæèâàíèÿìè ñ òåìè, êòî ìîæåò èõ ïðèíÿòü (ïîäðóãà, èíòåðíåò-çíàêîìàÿ, ñîñåäêà);

– îáùàéòåñü ñ äðóãèìè ìàìàìè, â òîì ÷èñëå ñ ïîäîáíûìè ïðîáëåìàìè (â ñîîòâåòñòâóþùèõ èíòåðíåò-ñîîáùåñòâàõ);

– íå îòêàçûâàéòåñü îò ïîìîùè;

– ïðîêîíñóëüòèðóéòåñü ñî ñïåöèàëèñòîì â ðåæèìå îíëàéí-êîíñóëüòàöèè.

Îäíàêî âñå âûøåïåðå÷èñëåííûå ìåðîïðèÿòèÿ ìîãóò ïîìî÷ü òîëüêî ïðè ñóáäåïðåññèâíûõ ñîñòîÿíèÿõ èëè ïðè äåïðåññèè ëåãêîé ñòåïåíè.  ñðåäíåòÿæåëûõ è òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ áåç ñïåöèàëèñòà íå ñïðàâèòüñÿ.

Ïîìîùü áëèçêèõ êàê ëåêàðñòâî

Ñåìüÿ èãðàåò âàæíóþ ðîëü â æèçíè êàæäîãî ÷åëîâåêà. Áëèçêèå ëþäè ìîãóò êàê ïîìî÷ü ìàìå ñ íîâîðîæäåííûì, òàê è óñóãóáèòü ýìîöèîíàëüíûå ïðîáëåìû. Ñêîëüêî ñîâðåìåííûõ ìîëîäûõ ìàòåðåé ñëûøàëî îò æåíùèí ñòàðøåãî ïîêîëåíèÿ òàêèå ñëîâà: «À êàê æå ìû ðàíüøå æèëè? Òðîå äåòåé, õîçÿéñòâî,î ìóëüòèâàðêå, ñòèðàëüíîé ìàøèíå àâòîìàò è ðîáîòå-ïûëåñîñå ìîãëè òîëüêî ìå÷òàòü. È íè÷åãî, ñïðàâëÿëèñü è íå æàëîâàëèñü».

Åñëè íîâîèñïå÷åííàÿ ìàìà æàëóåòñÿ íà òî, ÷òî îíà óñòàëà, õî÷åò ñïàòü è íè÷åãî íå óñïåâàåò, íå íóæíî äóìàòü (à òåì áîëåå ãîâîðèòü åé), ÷òî ýòî îò ëåíè è ýãîèçìà.

Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ – ýòî çàáîëåâàíèå. Çàáîòà, ïîíèìàíèå è ïîääåðæêà áëèçêèõ ïîìîæåò æåíùèíàì ñ ïîäîáíûìè ðàññòðîéñòâàìè ïðåîäîëåòü ýòîò íåäóã.

Èòàê, åñëè âû çàìåòèëè ó âàøåé ñóïðóãè, äî÷åðè, ñåñòðû, ñòàâøåé íåäàâíî ìàìîé, èçìåíåíèÿ â ïîâåäåíèè,ñîîòâåòñòâóþùèå êàêèì-ëèáî èç âûøåïåðå÷èñëåííûõ ïðèçíàêîâ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè, òî ïðîÿâèòå ó÷àñòèå:

– äàéòå ïîíÿòü ìàìå, ÷òî âû ïîíèìàåòå åå ñîñòîÿíèå è ãîòîâû îêàçàòü ïîìîùü;

– âûñëóøàéòå åå ïåðåæèâàíèÿ è ïîääåðæèòå;

– âåäèòå äîâåðèòåëüíûå áåñåäû;

– áóäüòå âíèìàòåëüíû è òåðïåëèâû;

– îáåñïå÷üòå äëÿ ìàìû ñâîáîäíîå âðåìÿ (íàïðèìåð, ïîãóëÿéòå ñ ìàëûøîì), ÷òîáû îíà ìîãëà îòäîõíóòü, íå ñïåøà ïðèíÿòü âàííó èëè çàíÿòüñÿ äåëîì, êîòîðîå ïðèíåñåò åé óäîâîëüñòâèå;

– îðãàíèçóéòå ïîì?