Занятие чтобы зубы не болели
Агния Фёдорова
Конспект НОД «Чтобы зубки не болели» в старшей группе
Цель: формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности соблюдать личную гигиену (гигиену зубов).
Задачи: расширять представление детей о значении здоровых зубов; продолжать знакомить с методами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание после еды, посещение стоматолога); развивать речь детей, умение отвечать на вопросы, развивать активный словарь детей; воспитывать личностные качества, взаимопомощь, сочувствие, сопереживание.
Материалы и оборудование: мягкая игрушка «Крокодильчик»; модели челюсти с зубами; зубные щётки; модели фруктов, овощей, молочных продуктов, сладостей; сюжетные картинки «Вредно – полезно для зубов».
Предварительная работа:беседы с детьми: «Молочные и коренные зубы»; «Как устроен зуб»; «Как правильно чистить зубы»; «Вредная и полезная еда». Чтение художественной литературы,просмотр мультфильмов: «Мойдодыр»; «Айболит» К. И. Чуковский; «Королева Зубная Щётка»; «Сказка про больные зубки» Гурина Е. ; «Птичка Тари»; «Добрый доктор-стоматолог».
Ход занятия.
Воспитатель: «Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями». (Дети приветствуют гостей)
Воспитатель: «Ребята, слышите чей-то голос? Давайте посмотрим, кто там прячется?» (Дети находят крокодильчика) «Ах, это же крокодильчик Коко! И он хочет с вами познакомиться. Давайте мы ему представимся. Будем передавать друг другу воздушный шар со словами “Доброе утро (имя рядом стоящего ребёнка)”!»
Воспитатель: «Мы пожелали друг другу доброго утра. Ребята, как вы думаете, это полезно для здоровья?» (Ответы детей)
«Дети, вы ничего не замечаете? Посмотрите, что же это у крокодильчика с зубками?» (Пятна, кариес)
«Что такое кариес?» (Болезнь зубов)
«От чего же появляется кариес?» (Ответы детей)
«Ребята, как помочь крокодильчику, чтобы у него не разболелись зубки?» (Ответы детей)
«Коко ещё очень маленький и сразу ему трудно всё понять и запомнить. Расскажем всё по порядку? Для чего нужны зубки?» (Чтобы откусывать и пережёвывать пищу, для красивой улыбки, чтобы чётко и правильно говорить)
Ребёнок: «Дерево держится своими корнями за землю. Также и зуб, укреплённый в челюсти, крепко держится за неё своими корнями».
Ребёнок: «Зубы бывают разные: клыки, резцы. Ими мы откусываем пищу. Коренными зубами мы пищу пережёвываем. Есть зубы молочные, которые выпадают и на их месте вырастают постоянные – коренные зубы».
Ребёнок: «Каждый зуб состоит из трёх слоёв, он похож на варёное яйцо: внешний слой – зубная эмаль, это самый твёрдый материал во всём теле, даже твёрже костей; под эмалью находится зубная кость, как белок в яйце; внутри, в самом центре зуба расположена зубная мякоть – это нерв или пульпа».
Ребёнок: «Если за зубами не ухаживать, то на зубе может появиться тёмное пятнышко, затем маленькая дырочка, потом дырочка становится больше и образует большая дыра – дупло, и зуб начинает болеть».
Воспитатель: «Ребята, Коко не умеет ухаживать за зубами! Поможем ему, расскажем и покажем, как нужно правильно чистить зубки и ухаживать за ними!»
Дидактическая игра «Делай по порядку»:
• чистить зубы нужно каждый день утром и вечером;
• перед чисткой зубов вымыть руки с мылом;
• смочить щётку водой;
• выдавить на щётку немного пасты;
• почистить зубки;
• прополоскать рот;
• промыть щётку;
• просушить щётку.
Воспитатель: «Ребята, а если нет возможности почистить зубы?» (Полоскать рот кипячёной водой после еды)
«Дети, не забудьте рассказать крокодильчику, какие движения мы выполняем при чистке зубов».
Упражнения на моделях «Чистим зубы правильно».
Чистить зубы щёткой нужно так:
• на верхней челюсти сверху вниз;
• на нижней челюсти снизу-вверх;
• жевательные поверхности чистим движениями вперёд-назад;
• не забыть почистить язычок.
(Воспитатель показывает неправильный способ чистки зубов поперечными движениями, спрашивает, почему так зубы чистить нельзя)
Физ.минутка:
Снуёт зубная щётка
Как по морю лодка,
Как по речке пароход
По зубам она идёт,
Вверх и вниз, туда – обратно.
Счистим мы налёт и пятна.
Чтобы зубы не болели,
Чтоб как зимний снег белели.
(И. Гурина)
Воспитатель: «Ребята, вы рассказали крокодильчику, как правильно ухаживать за зубами. От чего ещё могут заболеть зубы?» (Ответы детей) «Поиграем в игру!»
Дидактическая игра «Вредно и полезно для зубов».
Воспитатель: «Нужно взять картинку, рассказать, что на ней изображено, объяснить, вредно или полезно это для зубов и почему».
Воспитатель: «Дети, смотрите! Коко принёс с собой свои любимые продукты! Смотрите, здесь все продукты полезны для зубов? Поможем крокодильчику разложить в разные корзины полезные и вредные для зубов продукты?»
«Ребята, давайте ещё раз напомним крокодильчику, что нужно делать для того, чтобы зубы не болели.
Стихотворение:
Рано утром просыпайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся.
Как поел, почисти зубки,
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помним правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
Воспитатель: «Коко, мы с ребятами хотим подарить тебе зубную щётку!»
Танец «Что же любит наш Коко?»
(Дети прощаются с крокодильчиком)
Источник
Сафарова Наталья
Конспект занятия «Чтобы зубы не болели»
«Чтобы зубы не болели»
Цель: Закрепить умение чистить зубы.
Задачи:
1. Воспитывающие. Создать условия для развития культурно-гигиенических навыков.
2. Приобщить к здоровому образу жизни.
3. Обучающие. Чистить зубы в определенном порядке.
4. Коррекционно-развивающие.Обогащать речь новыми словами: настроение, здоровый, больной, щетка, половая, обувная, для одежды, зубная.
5. Социально-коммуникативные. Формирование умения устанавливать контакт детей со взрослыми, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Методические пособия: предметные картинки, щетки -половая, обувная, зубная для одежды.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом перед доской.
– Ребята, рассаживайтесь поудобнее на стульчиках и давайте посмотрим на картинки, которые я вам приготовила. Как вы думаете, какое настроение здесь изображено? (грустное). А почему вы так думаете? Покажите мне грустное настроение.
Дети изображают настроение грусти, радости, злости, удивления.
– А что изображено на этой картинке? Это зуб. Какой он? Он улыбается, а значит у него какое настроение? (веселое, радостное).
Наверное потому, что он здоровый. А если бы он был больным, покажите какое у него было бы настроение.
Зубы есть у всех детишек
У послушных, шалунишек,
У малышек и больших –
Что же знаем мы о них.
– Ребята, слышите, к нам кто-то стучится. Давайте впустим гостя. Входит медведь со слезами на глазах. В руках у него корзина.
– Миша успокойся. Присядь к нам, не плач. Расскажи, что случилось с тобой? Почему ты так горько плачешь?
– Зубы болят, у-у-у!
– Ребята покажите, какое настроение у Мишкиных зубов. (Дети показывают).
– А ну-ка, Миша, покажи мне свои зубы. О-о, какие они у тебя желтые и грязные. Да ты их совсем не чистишь. У тебя во рту целая куча микробов скопилась, они кусаются, вот зубы и болят.
– Микробы, да еще и кусаются, я их боюсь! Сейчас как подую – они улетят! Ребята, помогите мне, давайте вместе подуем. (Воздушная струя).
– Нет, Миша, таким образом от микробов не избавиться. Ребята, что нужно делать, чтобы зубки были здоровыми? (ответы). Для этого нужна щетка с длинной ручкой.
– О да, у меня есть такая щетка. Она большая и с длинной ручкой. Сейчас я ее принесу.
– Миша, ты насмешил. Такой щеткой нельзя чистить зубы.
Ребята, что делают этой щеткой? Давайте покажем как (щ-щ-щ). И если ей подметают пол, значит она как называется? (половая). А хранится она в кладовке.
Арина, найди картинку с половой щеткой и соедини ее с картинкой по ее назначению.
– Тогда у меня есть другая щетка (достает из корзины обувную щетку). Вот она.
– Миша, и этой щеткой зубы не чистят. Эта щетка для обуви. Ею чистят обувь. Ребята, покажите, как чистят обувь щеткой (щ-щ-щ). И если эта щетка для обуви, значит она? (обувная). И такая щетка хранится на полке для обуви.
Вова, найди картинку с обувной щеткой и соедини ее с той, где должна храниться щетка. Вова, как называется эта щетка? Для чего она нужна?
– А у меня есть и другая щетка. Вот она.
– Миша, ты опять ошибаешься. Этой щеткой зубы не чистят. Ей чистят одежду. И значит она какая? (одежная). Богдан, покажи, как чистят одежду этой щеткой.
Оля, покажи картинки связанные с щеткой для одежды.
– Тогда у меня нет такой щетки.
– Миша, дай я загляну в твою корзину. Да вот же она, ты просто ее не заметил. Дети, какая эта щетка? Где она должна храниться? (в ванной комнате в стакане).
– Аня, иди поставь картинку на нужное место. Как называется эта щетка? Что ей делают? (ответы)
– Правильно, это щетка зубная, ею чистят зубы. Миша, а ты умеешь чистить зубы? (Миша мотает головой и опускает взгляд).
– Миша, не переживай, мы тебя научим. Посмотри, что нарисовано на этих картинках. Запомни, что и за чем следует делать.
– Да-а, я теперь буду всегда зубы чистить, утром и вечером.
– Вот об этом сейчас Катя расскажет стихотворение.
Чтобы часто улыбаться
И врачей нам не бояться
Быть должно ни чуть не лень
Чистить зубы каждый день.
– Ребята, за то что вы научили меня чистить зубы, я принес вам лесных орехов. (Миша уходит).
– Ребята, мы сделали с вами доброе дело. Научили Мишку чистить зубы. И давайте еще раз вспомним какие бывают щетки? И еще скажите, а можно ли всем членам семьи чистить зубы одной щеткой? Почему? Молодцы! Я надеюсь, что у вас у всех будут зубки только улыбаться.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 г.Ярцева Смоленской области
Конспект занятия
«Чтобы зубки не болели»
(средняя группа)
Разработала: Демидова Оксана Валерьевна
воспитатель МБДОУ детский сад №1
2016 год
Тема занятия: «Чтобы зубки не болели»
Место проведения: МБДОУ детский сад №1
Группа: средняя группа
Время проведения занятия: 09.30 ч.
Количество воспитанников: 24 человека
Цель занятия: продолжать формировать бережное отношение к своему организму.
Задачи:
– познакомить с правилами ухода за зубами;
– дать информацию о зубной щетке, как о предмете личной гигиене;
– научить технике чистки зубов;
– воспитывать желание заботиться о своих зубах;
– прививать интерес к чтению художественной литературы;
– расширить кругозор сведениями из жизни животного мира.
Оборудование: Вихрастик, Мойдодыр, иллюстрация о зубах, ордена для детских зубных щеток, зубная щетка, зкбная паста, книжка со сказкой Б.Заходера «Ма-Тари-Кари» или мультфильм по мотивам этой сказки «Птичка Тари».
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, у нас в гостях наш старый знакомый Вихрастик…он чем-то опять недоволен.
Вихрастик. (держит в руках картинку и возмущается)
Ну надо же! Только недавно говорили, что нельзя брать в рот несъедобные предметы? И вот тебе, пожалуйста! Дали мне сегодня вот эту картинку и говорят: «Учись, Вихрастик, делать, как эти дети!» Странно как-то. И дети эти глупые: берут в рот всякие палки и не понимают что это вредно.
Дети рассматривают картинку и объясняют Вихрастику, что это не палки, а зубные щетки. И малыши на картинке совсем не глупые, а очень даже умные: они знают, что люди должны чистить зубы.
Воспитатель читает стихотворение Б.Заходера.
Это волк зубов не чистит пастой –
Он и без того зубастый,
Людям – любо ли, не любо –
Не мешает чистить зубы.
Так у вас тоже есть такие палки, и вы то засовываете их в рот? Не может быть!
Дети показывают Вихрастику свои зубные щетки. Появляется Мойдодыр, приветствует детей и хвалит их за то что они принесли свои зубные щетки. Он здоровается с каждой щеточкой (задает всем по одному из вопросов.
Мойдодыр. Как зовут? Как дела? Хозяин не обижает? Не кусает? А тебя хозяин на пол не бросает? Где живешь? Не скучно там? Часто ли видишься с хозяином? А тебя хожзяин не забывает? С какой пастой дружишь/? А у тебя паста какая? Вкусная наверное? Сил на борьбу с микробами хватает? Понравилось путешествие в детский сад?
Техника чистки зубов.
Мойдодыр хвалит детские щеточки и просит детей показать, как они ими пользуются. Скорее всего дети покажут неправильно. Если найдется ребенок, который правильно работает щеточкой, похвалить его и попросить показать всем детям.
Педагог показывает и рассказывает о том, как правильно чистить зубы. Дети повторяют все движения со своими щеточками.
Снует зубная щетка,
Как по морю лодка,
Как по речке пароход
По зубам она идет,
Вверх и вниз, туда-обратно.
Счистим мы налет и пятна.
Чтобы зубы не болели,
Чтоб, как зимний снег белели.
Автор: И. Гурина
Обратите внимание на то, что микробы живут не только на зубах. Но и на небе, языке. А потом они остаются на щеточке. Поэтому щеточку после работы надо помыть с мылом, а потом намылить и оставить в стаканчике. Мыло засохнет, и будет ваша щеточка в защитном скафандре. Никакие микробы в ванной комнате ей будут не страшны, даже если там будет кто-то чихать или кашлять. Но перед очередной чисткой не забудьте мыло смыть, а то изо рта полетят мыльные пузыри.
Беседа о зубной пасте.
Воспитатель выясняет у детей, какой пастой они пользуются, вкусная ли она?
Чтобы зубки не болели,
Как снежинки чтоб белели,
Чистить вкусной пастой
Надо зубы часто!
Автор: И. Гурина
Запомните, что паста, хоть и вкусная, но совершенно несъедобная, даже вредная для желудка, так как, это все-таки отрава для микробов, поэтому ее ни в коем случае нельзя кушать.
Физкультминутка с зубными щетками.
Щетку поднять и поскакать
Щеточку вниз и покружись.
Щеточкой помашем,
А ногами попляшем.
Щетку впереди держать
И по кругу всем бежать!
Раз-два, раз-два –
На места бежать пора.
Мойдодыр награждает зубные щетки детей за мужественную борьбу с микробами. Он вручает им ордена: наклеивает на них маленькие картинки на скотче или наклейки. Дети убирают зубные щетки в пакеты и кладуд на стол.
Почему болят зубы.
Воспитатель. Вихрастик заявляет, что ему-то все это не к чему, поскольку у него зубы и так чистые.
Дети объясняют, что так будет не всегда, если зубам не помогать, они быстро пожелтеют и испортятся.
Вихрастик. Почему?
Дети рассказывают ему про микробов. Воспитатель читает сказку И. Гуриной «Про больные зубы»
Жили-были зубки. Жили они, не тужили во рту у мальчика Ванечки. Сначала они жили хорошо, были они белые, красивые и здоровые. Только очень не долго они радовались. Плохой им хозяин достался, просто неряха. Он их почти совсем не чистил. Ванечка вообще очень не любил умываться. Грустили зубки и обижались на Ванечку. Печальная жизнь у них настала, и заболели они от расстройства.
– Мы слышали, – сказали передние зубы, – что если хозяин зубы не чистит, то они могут обидеться и уйти от него совсем.
– Как так? – не поверил Ванечка. – Куда уйти? А как же я конфеты есть буду? А яблоки как грызть? Не может быть!
И он побежал к старой мудрой бабушке. Бабушка была старенькая и много всего знала.
– Бабуля, – спросил Ванечка, – а правда, что зубки могут обидеться и уйти?
– Конечно правда, – сказала бабушка. – Зубки всегда обижаются, если их не чистят. Они начинают болеть и выпадать.
– Выпадать? – удивился Ванечка. – Это как?
– А так: выпрыгивают изо рта и убегают искать другого хозяина.
Задумался Ванечка, а потом и спрашивает:
– Бабуля, а как же я? Я ведь не могу без зубов!
– Тогда тебе надо с ними помириться.
– Да, – закричали зубки, – давай мириться, давай. Почисти нас и мы не будем больше на тебя обижаться. Только не забывай, мы любим мыться утром и вечером.
– Хорошо, – обрадовался Ванечка.
С тех пор они больше не ссорились и жили дружно.
Вихрастик. Ой, тогда мне тоже надо.
Он бросается чистить зубы и хватает зубную щетку воспитателя. Тот останавливает его, забирает щетку и рассказывает об их индивидуальности, щетка должна быть у каждого своя, ими нельзя менятся и делится.
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, почему мама не покупает всем одинаковые зубные щетки? (чтобы члены семьи не путали их).
Мойдодыр дарит Вихрастику новую зубную щетку.
Вихрастик. Сколько раз в день надо чистить зубы? Когда?
Дети отвечают, а воспитатель обобщает.
Воспитатель. Запомните правила ухода за зубами (иллюстрирует).
1. Зубы надо чистить два раза в день: утром и вечером. Вечером, чтобы вычистить побольше микробов и избавиться от остатков пищи после ужина. Тогда оставшимся микробам ночью нечего будет есть и умрут от голода. Утром из ротика плохо пахнет, так как там неживые микробы. Их надо срочно вычистить!
Если полениться и не почистить зубы вечером, микробы будут всю ночь пировать на остатках пищи после вашего ужина. Они все съедят, размножатся и начнут грызть наши зубы. К утру на зубах уже могут появляться незаметные трещины.
Не страшна зубам щекотка6
Им нужна пожестче …(щетка).
И. Агеева.
2. Зубы надо полоскать чистой водичкой после каждой еды. Чтобы избавиться от остатков пищи и чтобы микробам нечего было доедать. Особенномлюбят микробы сладенькое: ух, как они размножаются после конфет и пирожных. Поэтому съел конфетку – пополощи ротик, съел печенье – …(прополощи ротик).
3. Чтобы зубки росли крепкими и здоровами, им надо кушать правильную пищу.
Какие продукты полезны зубам?
Дети вспоминают “Сказку про зубки” и перечисляют запомнившиеся продукты, вспоминают и хором проговаривают пословицу
Творог, овощи и фрукты – всем полезные продукты!
4. Нельзя грызть зубами орешки, леденцовые конфеты. Зубы могут поломаться.
А как ребенку добраться до вкусного орешка?
Нужно детям относить
Все орешки маме,
А она расколет их
Крепкими щипцами!
Г. Шибаева
5. Иногда надо ходить к зубному врачу. Если зубы не болят, он просто их посмотрит, может, помажет чем нибудь для крепости. Если вдруг зубы заболели, терпеть нельзя! Зубная боль – это плач больного зубика. Его надо срочно спасать! А самый главный спасатель зубов – это …(зубной врач). Точно! И не надо его бояться. Он совсем не страшный, а бывает очень даже симпатичный.
Лечим зубы.
Мы сидим у кабинета.
До чего же страшно это..
И какой он врач зубной?
Не с ногой ли костяной?
И не в ступе ль он сидит?
Не взлохмочен, не сердит?
Дверь тихонько приоткрылась,
Врач-царица появилась.
Улыбнулась мне слегка:
– Первый? Вижу смельчака!
Две минуты был я в кресле,
Даже три – с влезаньем если.
Боль терпел не просто так,
А за то, что я смельчак.
Л. Фадеева
Мойдодыр. А вы смельчаки? Кто уже побывал у зубного врача? Ну и как выжили? Молодцы!
Окно в природу.
Воспитатель. За зубами ухаживают даже крокодилы. Только они не могут пользоваться зубной щеткой – у них лапки очень короткие. Поэтому у крокодилов вместо зубной щетки есть птичка Тари.
Показывает иллюстрацию: крокодил лежит, раскрыв пасть, а птичка Тари прыгает между зубами и выклевывает оттуда остатки пищи и всякий мусор.
Для нее – это еда, а для крокодила – чистка зубов. Все довольны и не было случая, чтобы крокодил съел птичку. Нет, он ее очень уважает, а она ему доверяет.
Дополнительно в свободное время можно предложить детям просмотр мультфильма «Птичка Тари» или прочитать сказку Б. Заходера «Ма-Тари-Кари».
Пальчиковая гимнастика В. Цвынтарного «Крокодил»
Крокодил плывет по речке дети кладут ладонь на стол или на коврик
Большой палец прячут под ладонью.
Выпучив свои глаза Указательный и мизинец сгибают (это
Глаза) и прижимают к выставленным
Вперед среднему и безымянному
Пальцам (это нос)
Он зеленый весь, как тина, продвигают ладонь в таком состоянии
От макушки до хвоста. по плоской поверхности стола или ковра
Источник